"Костюмированная игра" — так переводится изобретенный в Японии
англоязычный термин "cosplay" (Costumed Play). В первом приближении
многие склонны относить косплей к балу-маскараду. Другие считают, что
такое сравнение сродни представлению, что аниме — это "японские
мультики", а манге — "детские комиксы". Принципиальные споры на этот
счет, похоже, не закончатся никогда, но существует данное основателями
жанра определение. Оно очевидно, но каждый в свою очередь пытается
сформулировать его в более удобной и понятной форме.
Косплей —
это своеобразный "театр" персонажей аниме, манги, японских видеоигр, а
также исторических японских костюмов (кимоно, самурайские доспехи и
т.д.). Иными словами, традиционное определение косплея подразумевает
исключительно японский антураж.
Зарубежные косплееры утверждают:
"Ты должен доказать, что ты — и только ты — лучше всех играешь своего
персонажа, ты — это он!". Это утверждение звучит категорично, но в нем,
по сути дела, заключается смысл косплея — максимальное соответствие
своему персонажу, желание "вызвать" его на сцену с экрана телевизора
или листка манги, и представить всем, будто бы он существует на самом
деле. Косплей в Японии, а также во многих западных странах,
развивался в тесной взаимосвязи с сообществом поклонников научной
фантастики и фэнтези (иными словами, фэндомом). Так как аниме-фэндом не
всегда воспринимал косплей как должное, энтузиасты перенимали опыт
моделирования костюмов и мастерство постановки у представителей
ролевого движения.
Во второй половине 1980-х зарубежный косплей
вышел на международный уровень в форме специальных фестивалей
(косплей-конов), а также в виде секций косплея на крупнейших
аниме-конах. Являясь по сути дела фэнским творчеством, косплей за
рубежом приобрел коммерческий оттенок с появлением фирм-производителей
костюмов и атрибутики для косплея.
В свою очередь, в Японии
косплей успел стать частью национальной культуры и обыденной жизни.
Так, например, косплей проводится на презентациях видеоигр, на
различных национальных и детских праздниках, на кинофестивалях и
различных событиях, в основном посвященных аниме. Если говорить про
современный российский косплей, то он представляет из себя в основном
разобщенную деятельность отдельных энтузиастов, и реже — группы
энтузиастов. Ими проводятся разовые фотосъемки для последующей
демонстрации коллегам по аниме-фэндому, но не более того. Дело
практически не двигается с мертвой точки. Единичные случаи, о которых
недостаточно информации, не позволяют судить точнее.